Становлению класса специализированных российских перестраховщиков мешают низкий уровень капитализации и недоверие со стороны страховых компаний. Решить эти проблемы, похоже, сможет либо время, либо полный захват рынка иностранными перестраховщиками
Эксперт,
10 сентября 2007 г.
Или мы, или они 1799 просмотров
Становлению класса специализированных российских перестраховщиков мешают низкий уровень капитализации и недоверие со стороны страховых компаний. Решить эти проблемы, похоже, сможет либо время, либо полный захват рынка иностранными перестраховщиками
По итогам первого полугодия 2007 года объем российского рынка перестрахования составил 34,7 млрд рублей, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,1 млрд рублей, или 27,5%. При этом выплаты по договорам входящего перестрахования за первое полугодие 2007 года составили 6,9 млрд рублей, снизившись по сравнению с первым полугодием 2006 года на 1,0 млрд рублей, или 12,9%. Таким образом, уровень выплат в целом по рынку достиг 20,0%, увеличившись за год на 3,4 процентного пункта. В то же время в отрасли постепенно повышается концентрация взносов. Так, десять лидеров по входящему перестрахованию за первое полугодие текущего года собрали 38,8% совокупных взносов, в то время как аналогичный показатель за 2006 год составил 37,4%.
Подростковая убыточность
Причинами повышения уровня выплат и концентрации на российском рынке перестрахования являются как сокращение объемов псевдостраховых операций, характерная черта которых — низкий уровень выплат, так и усиление конкуренции, ведущее к снижению стоимости перестраховочных услуг. Однако рост убыточности пока не вызывает опасений у участников рынка. «У нас, при определенной стабильности показателей убыточности по автострахованию, растет убыточность по имуществу, ответственности, СМР и некоторым другим видам, — рассказал в интервью “Эксперту” заместитель гендиректора по перестрахованию компании “КапиталЪ Перестрахование” Александр Королев. — Однако пока это не оказывает практического влияния на изменения перестраховочных тарифов — они не повышаются. На мой взгляд, это связано с двумя факторами. Во-первых, не достигнута некая критическая черта, переход за которую чреват для перестраховщиков негативными последствиями. А во-вторых, наш рынок находится все еще в фазе становления, и развитые рыночные механизмы, присущие развитым рынкам, например формирование так называемых жестких и мягких фаз, у нас пока не работают». По мнению начальника управления входящего облигаторного перестрахования «Ингосстраха» Игоря Алексеева, проблема повышения убыточности остро не стоит, поскольку все крупные убытки, как правило, в основной своей доле собираются с участников международного рынка. Учитывая небольшое собственное удержание отечественных цедентов, можно сказать, что крупные морские и огневые убытки в значительной мере не влияют на финансовую устойчивость российских страховщиков. На собственном удержании у российских компаний остаются незначительные части риска по крупным договорам перестрахования, а также мелкие имущественные риски и авториски. При этом именно авториски следует признать основной составляющей российского рынка перестрахования в разрезе нетто-удержаний. Исключение — это космические риски, которые при всей своей сложности перестраховываются в основном на внутреннем рынке. Дело в том, что значительная часть запусков связана с государственной тайной, поэтому страхование и перестрахование рисков, так или иначе связанных с космосом, осуществляется кругом специально отобранных компаний.
Конкуренция: внутренняя и внешняя
Характерная черта российского перестраховочного рынка — конкуренция между специализированными перестраховщиками и универсальными страховыми компаниями. В этой борьбе пока никто не хочет уступать. «И у универсальной страховой компании, и у специализированного перестраховщика есть свои преимущества и недостатки, — поясняет первый заместитель директора перестрахования РОСНО Михаил Мумин. — Специализированный перестраховщик имеет возможность более оперативно принимать решение о принятии риска в перестрахование, оплачивать убытки. К плюсам универсальной страховой компании можно отнести более широкие финансовые возможности, административный ресурс, наличие узнаваемого бренда». Высокая доля универсальных страховщиков на рынке связана с высоким уровнем распространенности принципа взаимности в перестраховании. Данный принцип заключается в том, что страховщики предпочитают размещать серьезные риски, основываясь исключительно на личных отношениях. Например, компания А отдает в перестрахование в компанию Б часть риска, но с условием, что в дальнейшем получит от компании Б встречный поток перестрахования. При этом зачастую во главу угла ставится не реальная защита страхового портфеля, а получение встречного потока входящего перестрахования, а следовательно, и дополнительной прибыли. В итоге специализированные перестраховщики оказываются не у дел при распределении значительной части перестраховочной премии только потому, что не могут дать встречный бизнес. Подобная ситуация на рынке сложилась давно, и большинство страховщиков пока не желают отказываться от такой практики. Обратной стороной данного принципа является то, что в результате часть перестраховочной премии все равно уходит за границу. Риски, которые могут быть перестрахованы в России, перестраховываются в западных компаниях только потому, что некоторые страховые компании не желают показывать свои портфели конкурентам — универсальным страховщикам, занимающимся перестрахованием. Выходом из такой ситуации может стать более активное сотрудничество с российскими перестраховщиками, которые не создают риска потери бизнеса для цедента. И все же, по солидарному мнению участников рынка, будущее российского перестрахования — за специализированными компаниями. К такому выводу подталкивает и опыт зарубежных стран. Так, в интервью «Эксперту» гендиректор компании «Транссиб Ре» Ирина Постникова высказала мнение, что «в прямых крупных страховых компаниях отделы входящего перестрахования будут закрыты как непрофильные». Для страховщиков перестрахование — дополнительный способ получения прибыли, и перестрахование для них не основная статья доходов. На развитом рынке таким компаниям будет тяжело оставаться на плаву, распыляя внимание и ресурсы. Конкуренция ожесточается также под влиянием международных игроков. Если на рынке прямого страхования доля иностранных компаний лимитируется законодательно, то перестраховочным организациям даже не обязательно иметь представительство в России, для того чтобы получать риски в перестрахование. Из-за подобной особенности перестрахования российские специализированные компании изначально находились в условиях жесткой конкуренции с иностранцами. «Не только низкая капитализация отечественных перестраховщиков отпугивает потенциальных перестрахователей, хотя данный фактор является определяющим, — сетует Игорь Алексеев, — но также и более низкая по сравнению с международным рынком квалификация специалистов-андеррайтеров, отсутствие должных рейтингов со стороны международных рейтинговых агентств, неготовность к безусловному выполнению обязательств в случае наступления крупных убытков».
Ностальгия по «Госстраху»
Российский рынок страхования существенно опережает по уровню развития рынки стран СНГ, и в перспективе он мог бы стать перестраховочным центром Содружества. Постепенное насыщение рынка и усиление конкуренции будут стимулировать страховщиков искать новые источники роста бизнеса. И вполне логично, что отечественные компании заинтересовали потенциал и динамика рынков стран СНГ, близких с точки зрения культуры, традиций и истории. Российский рынок перестрахования, по сравнению с остальными странами Содружества, где практически нет сформировавшихся национальных перестраховочных рынков, привлекателен на порядок большими емкостями размещения рисков. Кроме того, российские страховщики за счет наработанных партнерских связей обладают возможностями дальнейшего размещения рисков на Западе, выполняя в данном случае функцию перестраховочных брокеров. Однако, по замечанию Михаила Мумина, если более внимательно посмотреть на региональную структуру исходящего перестрахования, то очевидно, что в целом доля российского перестраховочного рынка на данный момент незначительна. Это неудивительно: многие страны СНГ вводят различного рода ограничения по перестрахованию. Как известно, к таким ограничениям относятся рейтинговые требования, которые для большинства российских перестраховщиков практически невыполнимы. Кроме этого, растет страховая культура клиентов, которые выставляют требования по размещению рисков в известных западных перестраховочных компаниях. Тем самым многие российские компании становятся отрезанными от страховых рынков некоторых стран Содружества или вынуждены довольствоваться относительно небольшими объемами межстрановой перестраховочной премии. Российский перестраховочный рынок сохранит свою стабильную долю, но до тех пор, пока он будет привлекателен своей дешевизной и участием в тех рисках, которые Запад не принимает. Это относится в том числе к объектам страхования с низкой андеррайтинговой привлекательностью: изношенное производство, низкая пожаробезопасность, высокая статистика убыточности и т. д. Тем не менее Россия все же может стать полноценным центром перестрахования рисков стран СНГ в случае, если этому проекту будет оказана государственная поддержка в части снятия искусственно создаваемых барьеров для трансграничных перестраховочных операций в странах СНГ. По словам Александра Королева, «сотрудничество российских перестраховщиков со страховыми рынками стран Содружества перспективно и взаимовыгодно — это понимается нашими партнерами во всех странах СНГ».
Александр МАЛОЛЕТНЕВ
Вся пресса за 10 сентября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|